Рецензия на альбом Ярмака

Pavel Andreev <pavelaksand@gmail.com

Рецензия на альбом ЯрмаКа «Второй альбом».

Вышедший в 2013 году альбом украинского рэпера ЯрмаКа представляет собой довольно

интересное явление. По своей структуре и содержанию он, казалось бы, ничем не

отличается. Кто сегодня из рэп-исполнителей не читает о своих «братиках», «тпшках»,

любви, отсутствию средств, нонконформизме, низком уровне жизни, или просто о

жизни? В творчестве разных рэперов всё это так или иначе имеется, и по ряду тем

второй альбом ЯрмаКа (имеющий, кроме того, простое название «Второй альбом» — не

думаю, что это навеяно альбомами Басты, но от таких названий, как мне кажется, лучше

сторониться) ничем не отличается от других рэп-исполнителей на всём постсоветском

пространстве. Однако «Второй альбом» всё-таки имеет свою оригинальную сторону,

которая продолжает характеризовать ЯрмаКа, как самостоятельного рэпера, о котором

стоит говорить и которого стоит обсуждать.

ЯрмаК сегодня всё больше известен, как рэпер, участвовавший на «Майдане» на

Украине. Это участие оттолкнуло от него, судя по комментариям в социальных сетях,

часть тех людей, которые так или иначе слушали его треки и каким-то образом следили

за его творчеством. Люди эти прежде всего из России, и понятно, почему они «не

одобрили» ЯрмаКа: среди россиян предвзятое отношению к явлению «Майдана»

(«проплатили», «американцы», «оранжевая революция», «фашисты» — все эти слова до

сих пор в обиходе), а с учётом настоящих действий на Юге-Востоке Украины, подобное

участие совсем не приветствуется. Не углубляясь в эту тему, т.к. не она предмет

настоящего анализа, стоит лишь сказать, что «Майдан» не является случайным явлением,

и это можно видеть даже по творчеству ЯрмаКа (например, трек ЯрмаКа «Зона», в

котором очень ярко отражена вся атмосфера, связанная с присутствием «пацанов с

Донбасса» по всей Украине). В общем, я надеюсь, что в творчестве ЯрмаКа политическая

тема (или т.н. революционный рэп) не исчезнет, и будет занимать в дальнейшем более

значительное место.

Однако ближе к альбому. Главное отличие альбома – живое настроение. Нет медленных

заунывных однообразных битов, которые вгоняют в тоску ещё раньше, чем рэпер

начинает что-то читать. Кроме того, вся эта магия битов создаётся сегодня всё больше

для того, чтобы показать, как плохо живётся простому обычному рэперу в России или

где-нибудь ещё. Живётся-то может быть и плохо, но когда исполнитель треков начинает

на этом «ездить», не имея в альбоме никакой другой темы – это воспринимается не

больше, чем наигранность, особенно, если и сами тексты представляют собой унылую

однообразность.

Другая сторона, которая отличает альбом ЯрмаКа от большинства русских рэперов –

это отсутствие темы наркотиков. Только один трек («Нормальным пацаном») косвенно

касается этой темы, да и то с критической стороны. От наркотической темы русскому

рэпу уже давно необходимо отходить, т.к. ничего нового в ней уже открыть невозможно,

а ответственность на рэпере будет лежать в любом случае: будет ли он говорить, что

читает «за жизнь», и отрицать какую-либо причастность к своим «последователям», или

говорить этого не будет.

Как и во всяком альбоме, в альбоме ЯрмаКа имеются хорошие треки и треки не

удавшиеся. К хорошим стоило бы отнести «Мне не стыдно», «ТП», «Ветром», «Мечта»,

а также два фита с Фиром и Бардаком. Так как разбор каждого занял бы слишком много

места, уделю внимание некоторым из них.

Прежде всего трек «Мне не стыдно». Тема антиконформизма в рэпе представлена

довольно широко, но ЯрмаК отразил ещё одну сторону этого явления. Люди, осуждающие

человека, который занимается рэпом, не просто являются обывателям и мечтают о

своём тёплом домике, о богатых и успешных детях и проч., т.е. представляют собой

людей ограниченных, но в своём поведении обладают гораздо большими пороками,

чем песня с матом или отсутствие больших доходов. И самое важное, что в момент,

когда им указывают на это, они начинают воспринимать человека как врага, ничего в

жизни не понимающего. Явление это довольно распространённое и, возвращаясь к теме

политического протеста, играет не последнюю роль в отношении к самому «Майдану»

среди россиян, а также к результатам «Майдана» среди украинцев. Пожалуй, лучше той

формы, формы диалога, которую нашёл ЯрмаК для данной

Жизнь пролетает в ритме чемоданов.

Кроме того, что эти треки представляют собой треки «по случаю», главная проблема

этих (и не только) треков – отсутствие какой-либо поэтической рифмы. Большинство

из треков в альбоме является зарифмованной прозой, а если рифма и есть, то она очень

слабая. От рэпера, конечно, никто не требует, чтобы он писал продолжение «Евгения

Онегина» Пушкина, но тексты треков должны представлять собой нечто большее, чем

зарифмованную прозу, если русские рэперы действительно хотят оставить после себя чуть

больше, чем ничего.

В целом альбом ЯрмаКа можно оценить положительно. Будем надеяться, что

саморазвитие продолжится, и мы сможем увидеть альбом ещё более высокого уровня.