Диалог глухих: Культура, которой нет

В нашем итоговом выпуске мы объявили конкурс сочинений для наших подписчиков. Напишите своё мнение на тему «Как отмены концертов повлияют на рэп» или «Чем РэпЙоу является для баттл-рэпа», при этом вы свободны в интерпретации и не обязаны быть согласны с нами.  Ваши работы ждём по адресу misha@veganexpress.ru, а пока оцените сочинение очередного участника!

“Мне так похуй на культуру, ведь её не существует”.
из цитат великих первопроходцев Рэпйоубаттла

Пока мамкины диванные критики рассуждают о пользе/вреде цензуры в рэпе и о том, как отмены концертов повлияют на рэп-культуру, предлагаю два простых решения псевдофилософских дискуссий.

Первое: в Конституции РФ (Статья 29) цензура запрещается. Следовательно, любое её проявление (неважно, что это — запрет концерта Хаски или фильма “Смерть Сталина”) — нарушение Закона. Нарушать Закон — плохо.

Второе: “Очень сложно искать чёрную кошку в темной комнате. Особенно, если её там нет”. Другими словами, сложно сделать вклад или забить крышку гроба на том, чего нет. Да,рэп-культуры нет. Где “нет” от слова “совсем”. И это прекрасно.

Для кого первый тезис неочевиден, добавлю пару слов. Русская пословица гласит: “У нас закон что дышло: куда повернешь — туда и вышло”. Уже само наличие такой народной мудрости в нашем культурном багаже говорит о давнем расхождении буквы Закона с делом. И появление цензуры тогда, когда по идее её быть не должно, — это лишь песчинка в пустыне беззакония и мракобесия, по которой нам, видимо, суждено странствовать намного дольше, чем евреям с Моисеем. Потому что в Библии в процессе странствия умирает поколение рабов и рождается новое — свободное. В нашем же случае рабское мироощущение вымирать не собирается. Сочинения на тему “дайте нам цензуры, да побольше! А то мы без внешних фильтров не способны отличить говно от алмазов!” яркое тому подтверждение. “Что делать?” — вопрос уже не один век риторический, таковым его и оставим.

Теперь о культуре. А, вернее, об её отсутствии. О ней часто говорят рэперы, слушатели, околорэп-СМИ, а теперь и федеральные СМИ, а вслед за ними наши родители и бабушки. В сказке про голого короля все тоже охотно обсуждали наряд монарха, восхищались его отдельными деталями и общим великолепием… Отвлекитесь от горения своего пукана и поищите у себя в голове ответ на вопрос: “Что такое (рэп) Культура?”. Задайте этот же вопрос своему корешу. Сравните ответы. Спойлер: ответы будут разные. А теперь помножьте вариативность ответов на всех-всех рэперов, слушателей и прочих, считающих себя сопричастными с этой вот Культурой.

Именно поэтому у нас великое множество баттлов, где “твой рэп — это не мой рэп, а мой рэп — это не твой рэп”. А сотни (может, и тысячи) возразят, что баттлы возникают вовсе не поэтому, но своим возражением только подтвердят одну простую истину: Культуры нет. А раз её нет, значит, она не рождалась, не расцветала, не увядала и не умирала. Для её появления необходимо единое определение, выявление её маркеров, манифесты и прочее занудство, т. е. теория. И вот тут рэп-комьюнити оказывается в тупике, потому что никто из ныне действующих русских рэперов не собирается засесть за научный труд по культурологии, чтобы описать все маркеры рэп-(суб)культуры. А если и засядет, то сделает новый переворот игры для своих фэнов  и тут же обеспечит себе путёвку в Нарнию в один конец в глазах остальных. Потому что единоличный манифест только добавит ещё один голос в какофонию.

Необходимы коллективные манифесты, и их, конечно же, тоже не предвидится. И это прекрасно! Потому что любим мы эту (рэп) Культуру как раз за то, что её нет. Это даёт нам бескрайние просторы для споров, где каждый прав и не прав одновременно. Где категории “тру” и “не тру” отсутствуют по умолчанию, но мы всё равно с пеной у рта будем доказывать обратное… “То, что мертво, умереть не может”, а что не рождалось, и подавно не может умереть. Так что наша горячо любимая Культура-которой-нет вечна, и никакие цензуры и прочие катаклизмы ей не страшны.

Show must go on.

Автор: Валентина Дрок