Ответ на «Русский рэп изменился»

Материал от товарищей из disgustingmen.com о том, что русский рэп — непопулярная дрянь, а то, что популярно — это вообще не рэп, настоятельно рекомендуем прочитать по ссылке.

Проблема старого, непопулярного и ненужного русского рэпа заключалась в полной неосведомлённости того, чем “рэперы” занимались, тотальным незнанием той области, куда они влезли и, как вытекающее, в создание продукта сырого и неконкурентоспособного.

Так же происходит и с этой статьёй: автор, зачастую пишущий о кино и современных технологиях, решил влезть в чужое болото и, проведя часовое расследование, расписал свои впечатления с как бы правдивой точки зрения. Но правда в том, что точка зрения автора несколько далеко от истины и находится относительно этой истины под несколько странным углом. А потому я вынужден спасти Николая Чумакова и рассказать ему, как же ситуация выглядит на самом деле.

Но и ростовские парни поняли, что рэп — все еще диковинная штука для россиян, поэтому начали плавно менять стиль. И стали ворохом грести популярность: взять хотя бы клип «Капсулы скорости» для игры Lada Racing Club…

Людей можно (и нужно!) различать по национальности и гражданству, но утверждать что определённая музыка для определённых граждан может быть диковинная — тоже не верно. То, что русский рэп будет окрашен в некий “национальный колорит” так же ясно и нормально, как и то, что французский рэп будет отличаться от японского, а немецкий от того же американского.

…или более современный — «Сочиняй мечты» с капустником из отечественных знаменитостей. Обе композиции имеют мало общего с хип-хопом — это поп-хиты для масс, что вовремя поняли в «Касте» и, похоже, стали осознавать все остальные.

Можно долго спорить какой хип-хоп тру, а какой не тру, но на день сегодняшний эксперименты в стилях привели к таким размытым границах в жанрах, что константы для “вот это хип-хоп, а это не хип-хоп” не существует. Именно поэтому и «Сочиняй мечты», и (тем более) «Капсулы» — самый что ни на есть рэп. А то, что песни стали “поп-хитами для масс” вытекает из того факта, что люди-таки, давным давно уже к рэпу привыкли, другое дело что рэп только сейчас начинает показывать качество и разнообразие, за которое его можно расценивать как что-то серьёзное, а не только как инструмент для “музыкальной пятиминутки” в КВН.
А “капустник из отечественных знаменитостей” не вызывает удивление, ровно как и последние многочисленные совместные песни представителей рэпа и не-рэпа.

Тимати, попсовый до мозга костей, примитивно рифмует, создает локальные мемы вроде «Лады Седан» и не ежится называть президента России «лучшим другом». Тимур пытается усидеть на двух стульях: цепляется за популярные в народе «крымнашенские» настроения и генерирует вирусы, подобные корейскому хиту Gangnam Style.

Т.е. рэп не только что-то серьёзное в музыкальном плане — теперь это ещё и инструмент пропаганды, инструмент, которым можно манипулировать людьми, инструмент который сам порождает мемы и вирусы. Ненавидьте “Ладу Седан”, но знайте, к какому жанру она относится.

Мирон, безусловно, популярный музыкант: на презентацию его долгожданной пластинки за месяц распродали все билеты, а баттлы с участием Окси стабильно гребут миллионы.

Так, ещё раз, название статьи: “русский рэп научился маскироваться, поэтому КАЖЕТСЯ что он популярен”. И ещё раз: “на презентацию его пластинки распродали все билеты, баттлы с участием Окси стабильно гребут миллионы”.
Нет, Мирон конечно скатился-неторт-продался, но все до исключения его треки написаны в стиле рэп (даже если это грайм, не будем себя обманывать). И если раньше это ещё можно было назвать “рэпом из Лондона”, то сейчас это обычный такой русский рэп, который, чёрт возьми, популярен.

Но в общероссийском масштабе о Фёдорове не слышали многие — просто потому, что он все еще не ударяется в попсу.

Те, кто ударяются в типичную попсу, в наше время остаются никому не нужными, а чаще даже незамеченными. Ротации на радио и выступления на “Новогоднем огоньке” делают тебя известным в общероссийском масштабе среди категории 40+. Для категории моложе, нужна громкая победа на Версусе.
https://www.youtube.com/watch?v=TIjvei4BgFk

Одноименные [“Лондонград” — прим. ред.] трек и клип сделаны для интернета, чтобы привлечь молодежь к телевизору, но от этого закостеневшие зрители не узнали ни о каком Оксимироне.

А окостеневшим зрителями и не надо узнавать. Здесь механизм сработал в другую сторону: одноимённый сериал сделан для телевизора, чтобы там хоть что-то интересного было для молодёжи, а Мирон их туда позвал.

Помните 2007-2009 годы — когда группа Centr звучала из каждой «девятки», и почти любой подросток носил шапку со странной надписью «228»?

Т.е. уже даже 6 лет назад рэп звучал не только на школьных переменах, но и “в каждой девятке”. Соответственно, чтобы утверждать о “неактуальности” и не популярности русского рэпа, нужно лет эдак 10 пролежать в коме и выйдя, не ознакомившись с ситуацией, так утверждать.

Другое дело, что нынешним подросткам плевать на них, родились новые герои: Yanix, PHARAOH или ЛСП. И знаете, что важнее? Никто из них не делает чистый русский рэп.

Яникс бы сейчас обиделся. Замкнутый круг: ты читаешь про барыжничество, драки на районе и несправедливость властей под олдскульный бит — тебе советуют внести разнообразие и попробовать что-то новое. Ты пробуешь что-то новое и перестаёшь быть русским рэпом. WAT?

Конечно, русский рэп это всё ещё не наилучшей пробы звук, но переставать называть так каждого, минимально отошедшего от неписанных канонов — не верно, вновь.

Единственный стабильный и близкий к хип-хопу артист в России — Баста, и даже он никогда не делал рэп.

А Баста бы сейчас заплакал.

Вася Вакуленко с 2007 года не дает своей аудитории расслабиться: стабильно выпускает песни, создает лейблы, снимает фильмы, пробивается на телевидение. Но его музыка — это шансон, переложенный на речитатив и бодрый бит.

А музыка Тимати — это попса, переложенная на речитатив и весёлый бит.
А музыка Оксимирона — это готик-рок, переложенный на речитатив и злой бит.
А музыка Децла — это регги, переложенный на речитатив и добрый бит.
А… ну вы поняли.

[Песни Басты] про бэхи, рэкет, пацанскую жизнь и кожаные куртки. Отсюда популярность: тематика 90-х и в 2015 году плотно сидит в душах провинциальной российской прослойки.

Провинциалы и делают Васе 16-ти тысячные стадионы на концертах. К тому же не стоит судить о всем репертуаре человека-оркестра Васи только по Ноггано.

Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать.

Алло, вы в каком году статью писали?
Всевозможных рэп-блогеров и рэп-сайтов (хуёвых, но какой рэп, такие и…) сейчас можно расстреливать и закрывать, а они всё равно будут плодиться. Рецензии на отечественные рэп-альбомы по соседству с артистами других жанров выкладывает Афиша, рэп-проекты и конкурсы имеют информационную поддержку и проводятся на площадках от MTV и Первого канала до Вайбера.

Дайджест в видеоформате тоже всего один — «Вести Рэпа». Остальные продались или так и не смогли набрать популярность.

Не один, но спасибо. Серьёзно, спасибо.

…отечественный хип-хоп там же, где был 10 лет назад: интересен лишь отдельной прослойке людей и не генерирует столько инфоповодов, чтобы о нем создали хотя бы один большой портал. Сравните с теми же видеоиграми, которые действительно популярны в России настолько, что про них каждый второй энтузиаст создает блог или сайт «про игры».

Всё, вообще всё в мире интересно лишь отдельной прослойке. Внутренняя политика, реформы в образовании, ХI съезд дирижёров или новый альбом ЛЮБЭ — это всё интересно лишь отдельной прослойке. В это же время крупнейшие информационные порталы и СМИ (в отличие от вас) осознали что прослойка интересующихся рэпом велика (примерно настолько, что это самая популярная музыка у молодёжи во всём мире и непосредственно в России) и громко освещают события происходящие в жизни русских рэперов, приглашают их в свои ток-шоу, награждают их на премиях и берут у них интервью.

Луперкаль и Мэйти больше всех сделали для того, что бы русский рэп превратился в поэзию, потому что их строчки сильнее любых напоминают стихотворения.

ATL обиделся. Или там Bahh-Tee. Или вообще все рэперы, которые говорят о себе “я — поэт”.

Возможно, такова участь отечественного хип-хоп-музыканта: ты или сливаешься с более расхожим стилем и набираешь популярность, или твои композиции станут настолько литературными, что их будет уместнее читать с выражением, а не под бит.

Их музыка — это стихотворения, переложенные на речитатив и цепляющий бит. Но может так случиться, что их надо будет слушать без речитатива и бита, но с выражением. Так?

Лучшее, что могло случиться с нашим хип-хопом, уже произошло — он умер. Узколобые подъездные парни, пишущие о тяжелой житухе, перестали кого-либо интересовать.

Хип-хоп не умер, он переродился, освоился, эволюционировал, остепенился. Повзрослел если желаете.

Рэперы либо мимикрировали под поп-артистов, либо канули в небытие — и это просто замечательно.

Как говорил 50 Cent: “Get POP or Die Tryin’”

Нужно лишь определиться, что подходит под ваши категории прекрасного, а не доказывать всем, что «рэп — это кал».

Вот именно, к концу материала вы и сами всё поняли!
Окси и джони
Русский рэп отошёл от того звучания, с которого начинал (для вас это “умер”), породив столько групп, объединений, лейблов, исполнителей, стилей и подстилей, что заявляя “рэп — кал”, нужно для начала убедиться, не называется ли рэпом то, что ты слушаешь прямо сейчас. Русский рэп наконец-то позволяет нам выбирать среди артистов(!) этого жанра, а не его первых неосведомлённых представителей. Русский рэп не только жив, он ещё и актуален. А это значит что все хип-хоп революции и перевороты всё ещё ожидают нас впереди.